Репутацией медиа лица, или социальная оценка – это сложившееся на основе определенных критериев у определенной группы субъектов мнение о человеке либо организации. Репутация формируется за счет таких критериев, как персональные характеристики, достижения в каких-либо сферах общественной жизни, определенный образ и демонстрация определенного поведения, и служит для определения наиболее вероятного поведения в будущем. Репутация может быть достаточно эффективным механизмом социального контроля.
Репутация существует на протяжении всего жизненного цикла, будь то человек или организация, и складывается из непосредственного наблюдения за объектом, в том числе визуального, из слухов (в том случае, если есть доверие к их источнику), анализа окружения и из многого другого. Не следует смешивать понятие репутации с ее структурными элементами, такими, как уважение, реноме, имидж, авторитет. Например, реноме – это репутация уважаемого лица. Реноме в отличие от репутации всегда имеет положительное значение. Уважение есть вид одобрения поведения и качеств лица, занимающего определенный социальный статус, и имеющего социальную значимость. Авторитет понимается как общепризнанное влияние, вес, значение, которым пользуется определенный человек, группа, организация вследствие своих достижений, качеств и заслуг. Престиж определяет место в социальной иерархии, социальный статус, который имеет конкретное лицо или организация в иерархии других статусов. Особенно часто происходит подмена понятия «репутация» таким понятием, как имидж. Однако, в то время как имидж является образом, бессознательным отражением внешних характеристик какой-либо персоны или предмета, репутация основывается на сознательных процессах осмысления информации о них, и, в отличие от имиджа, не подвержена значительным изменениям, и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Имидж – внешнее, а репутация складывается на основе целостного восприятия как внешних проявлений, так и внутренних качеств, содержания, то есть на основании всей информации, исходящей от предмета наблюдения. Именно поэтому усовершенствовать или изменить имидж гораздо легче, чем заработать достойную репутацию или восстановить репутацию «подмоченную».
В рамках исследования маркетинговых коммуникаций репутация может быть определена как оценочные представления о компании и ее деятельности, сформировавшиеся на основании определенных параметров, являющихся значимыми для целевой аудитории. Репутация компании – один из ее основных нематериальных активов, своеобразный «кредит доверия», и ее стоимость сложно оценить. Потерять репутацию можно в один миг, а на ее восстановление порой уходят годы. Только во времена отсутствия альтернатив репутации можно было не уделять особенного внимания – а с ростом конкуренции репутация приобретает все более важное значение, и зачастую является решающим фактором в процессе превращения потенциальных клиентов компании в реальных.